
Голод в Морозовске… 1921 год О Морозовске

Краевед-любитель выяснил, что происходило в Морозовске во время голода 1921 года
Продразверстка сыграла в этом не последнюю роль
Новая власть — военный коммунизм
Гражданская война в России 1918–1920 годов привела к развалу экономики страны. «Белые», «Красные», «Зелёные» отнимали всё у населения по законам «военного коммунизма».
«Казарменный социализм», установленный новой властью, мало чем отличался от порядка военного времени. Новая власть, не имея практических знаний в области экономики, всё сводила к принуждению, которое выдавалось за энтузиазм масс.
Рабочие, чтобы не умереть с голоду, работали на субботниках и воскресниках за миску баланды, продукты для которой отнимали у крестьян, которые сами были на грани гибели от голода.
Убиты два председателя
Осенью 1920 года во время «заготовки хлеба», которая состояла в том, что у крестьян отнимали «излишки», а попросту гребли всё, что попадало на глаза, в слободе Маньково-Берёзовской был убит председатель Морозовского станичного Совета Тихон Александрович Ляшенко.
Сменивший его Андрей Иванович Миронов был убит осенью 1921 года в хуторе Пришиб при таких же обстоятельствах. Оба они похоронены на станичной площади у храма Рождества Пресвятой Богородицы (на территории военного городка). Их именами названы улицы города Морозовска.
О Ляшенко и Миронове
Данных о их жизни немного.
Т.А. Ляшенко упоминается в книге «Морозовск» как член большевистской группы, действовавшей в 1905 году.
В первом издании книги его называют адвокатом, во втором издании машинистом парового двигателя на мельнице Щепкина.
А.И. Миронов вообще нигде, кроме хлебозаготовок не упоминается.
Заложники
Результатом такого хозяйствования, усугублённого засухой 1921 года, стал страшный голод, охвативший в том числе и территорию нынешнего Морозовского района.
О том, что происходило в Морозовске в тот период, написано в книге П.А. Тарасова «Давно. Недавно. Сегодня» (Часть первая, стр 314).
Новая власть не знала других методов, кроме насилия.

В приказе по Морозовскому окружному продовольственному комитету №19 от 15 мая 1921 года руководителям местных исполкомов вменялось в обязанность:
выбрать из числа местного населения заложников, и в случаях хищения собранных с крестьян продуктов или задержки в их перевозке, к заложникам принимать «крайние меры».
Такие же «крайние» меры должны были применяться и к виновным при их обнаружении.
Приказ подписан председателем окружного ревкома Глуховым и членами продкомиссии. Не случайно такие документы были под грифом «секретно» все годы советской власти.
Диверсия под знаком помощи
На помощь гибнущим от голода пришли международные благотворительные организации, в том числе и Американская Администрация Помощи (АРА).
Территория нынешнего Морозовского района входила в Царицынскую зону деятельности АРА.
Была создана сеть питательных пунктов. Питательный пункт на территории Вальковской волости был под номером 1, Морозовской волости — 27. Кроме того оказывалась медицинская помощь, вакцинация населения.
Деятельность организации встречала активное сопротивление местных властей.
Работники АРА обвинялись в контрреволюционной деятельности. Активным борцом против АРА был наш земляк морозовчанин — чекист Александр Антонович Поляков, рассказавший об этом в своей книге «Диверсия под знаком помощи».
Слишком бедные церкви
Для сбора средств в целях оказания помощи голодающим, Советским Правительством было организовано изъятие церковных ценностей.
В Морозовском округе была образована соответствующая комиссия. В неё вошли Савельев, Зеленский, Харченко. (ЦДНИРО Ф.71, оп.1, д 5, л.57).
Работы по изъятию церковных ценностей были завершены к июню 1922 года. 17 июня на заседании пленума Морозовского окружного комитета РКП(б) сообщалось, что  «кампания по изъятию церковных ценностей прошла успешно, результаты изъятия незначительны, что объясняется тем, что в нашем округе слишком бедны церкви» (ЦДНИРО, ф.97, оп.1, д 20, л.32).
В акте осмотра Николаевской церкви станицы Вольно-Донской комиссией по изъятию церковных ценностей указывается:
«Единственная ценность серебряная риза весом не более 20 золотников на храмовой иконе Николая Чудотворца.
Решено изъятия её как единственной ценности в беднейшей из церквей не производить». (Шахтинский ЦХАД. Ф.52, оп.1, ед. хр. 14).
Пять процентов в пользу голодающих
В протоколе №7 от 23 апреля 1922 года общего собрания милиции Морозовского округа собрание постановило первым пунктом одобрить работу окружной комиссии по изъятию церковных ценностей, вторым пунктом брало на себя обязательства:
«До 1-го июля производить один раз в месяц отчисления в пользу голодающих в размере 5% получаемых продуктов питания и 50% месячного жалования, сдавая таковые в октрансу помгола.
Снабжение же детского «Очага №2» с милиции снять». (Шахтинский ЦХАД, ф.53, оп.2, д 9, л.6).

НЭП? Революция не для того делалась
В марте 1921 года на 10 съезде РКП(б) было принято решение о введении в стране Новой экономической политики (НЭП).
Эта политика официально продолжалась до 1931 года. В стране начался экономический подъём, крестьяне могли продавать выращенный урожай, покупать промышленные товары, что в свою очередь стимулировало развитие промышленности.
Но революция не для того делалась. В результате принудительной всеобщей коллективизации в 1933 году экономические отношения вновь были разрушены, и вновь вспыхнул страшный голод.
Александр Матвиенко
краевед
Информация: Поляков Александр Антонович старший лейтенант государственной безопасности помощник начальника 4-го отделения ЭКО ГУГБ НКВД СССР.
В апреле 1936 года на запрос НКВД СССР из УНКВД по Азово-Черноморскому краю поступил ответ:
«Поляков А.А. 1904 года рождения, уроженец станицы Морозовской Северо-Донского округа АЧК (Азовской Черезвычайной комиссии), член ВКП(б) с 1932 года. С 1921 года по 1925 г, был членом ВЛКСМ, выбыл механически. Окончил 5 классов железнодорожного училища. С 1917 г. по 1919 г. работал в кожевенной мастерской своего отца. В 1920 г. несколько месяцев служил в курсантской бригаде РККА (записано со слов учетно-воинского билета в личном деле нет), С 1920 г. по 1921 года служил в должности делопроизводителя ЕПО и секретаря РК РКСМ станицы Морозовской. В органах НКВД работает с 1921 года.
Отец Полякова — Поляков А.Г. по возвращении с действительной военной службы занялся торговлей мануфактурой и бакалейными товарами в собственном ларьке на станичном базаре.
В период империалистической войны и революции торговал кожевенными товарами и готовой обувью. Имел собственный двигатель и молотилку и содержал при этом агрегате машиниста. После революции имел собственную кустарную мастерскую по выделке кож с обслугой до восьми человек рабочих. В 1927 г. хозяйство и торговлю бросил и из станицы Морозовской скрылся. В том же году, как торговец, сельским советом был лишен права гражданства.
В данное время проживает в г. Тифлисе у сына.
Брат Полякова-Поляков И.А., бывший офицер, работает в должности техника по водоснабжению и канализации в г.Тифлисе.
Второй брат Полякова — Поляков Л.А. до 1918 года учился в г. Новороссийске в среднем учебном заведении и в 1919 году был расстрелян, как активный белогвардеец.
Сестра Полякова — Полякова З.А. жена, кулака станицы Морозозской, Любимова вместе с мужем подлежала высылке. Скрылась и в данное время по нашим данным Полякова проживает в г.Тифлисе работает, машинисткой.
Муж сестры Полякова — Любимов В.А., происходит из крупной кулацкой семьи.
Собственник фруктовых садов. Занимался торговлей фруктами. Дважды репрессировался органами НКВД и по статье 58 -10 УК выслан на три года и по отбытии наказания, якобы был вторично осужден.
Жена Полякова происходит из семьи крупного землевладельца Шаповалова.
Дядя Полякова, по матери, Поляков М.Т. кулак, бывший крупный ссыпщик, торговец мясом и скотом лишен права гражданства, привлекался к ответственности по ст.58-10 УК.
Его сын Поляков П.Т., бывший белый офицер, с остатками врангелевцев эмигрировал во Францию, принял французское подданство и в данное время проживает в Париже. Проверяемый Поляков А.А. до 1923 года, проживал в семье отца в станице Морозовской».
Что это за фотографии? На пример первое фото — это где вообще?
Нужна помощь ищу документальное подтверждение рождения прадеда Чугунов Иван Егорович 1897год рождения гор Морозовск Ростовской области .Буду очень признателен Донецк
Иван Егорович Чугунов не мог родиться в гор. Морозовске в 1897 году, поскольку самого Морозовска в то время ещё не существовало. Если сохранилась метрическая книга с записью о рождении Вашего прадедушки, то она должна храниться в Ростовском епархиальном архиве.
Мой отец 1910 года родился в х.Вальков вольнодонского района. Семья их была в составе 11 человек из них 9 детей. Были середняки по тем понятиям. У них забрали много чего( сейчас уже точно не помню). По рассказам тетки я не слышала о пунктах кормления от американцев. Голод сильный пережили и отец и моя мать(1913 г.р) в 1933 году. Вся эта информация услышана из их уст.