
Морозовск… Как всё начиналось. Развитие станицы В Морозовске,О Морозовске

Из архивов Морозовского краеведческого музея
(Продолжение)
Морозовск. Как всё начиналось…
История образования города Морозовска
Шли годы, станица росла.
Строились магазины, школы, возводились церкви, открывались кабаки. Для местной знати открылся коммерческий клуб. Взамен единственной частной школы в хуторе Любимове, открытой в 1880 г., строились железнодорожная и церковно-приходская школы.
В это же время появляются 3 ветряные и 2 паровые мельницы Щепкина и Таваниоти, хлебная ссыпка миллионера Парамонова и элеватор – собственность Российского Государственного банка.
Имелись на этот момент 4 церкви, купеческий клуб «Отдых», кинематограф Просвирова, 5 трактиров и частная библиотека для местной знати. В ней насчитывалось не более 50 книг. Содержала ее слывшая меценаткой жена начальника паровозного депо Брагинца.
Позже сестры Александра Николаевича Ургапова – одного из первых Морозовских революционеров – подарили станице публичную библиотеку. Размещалась она в доме на углу нынешних улиц Ленина и Донскова.

Старожилы вспоминали, что на всю округу имелся в ту пору один единственный автомобиль, принадлежавший помещику Грекову, отцу будущего известного художника–баталиста Митрофана Борисовича Грекова, уроженца хутора Шарпаевка (1882 г.р.) (Морозовского района, Костино-Быстрянского поселения).
Правда у помещиков Араканцева и Чернозубова были еще кареты с фамильными гербами.
Появление в станице автомобиля и барских карет становилось для местных жителей целым событием.
Расслоение общества в те годы становилось все более заметным Самыми влиятельными и почитаемыми людьми в станице были купцы Афанасьев, Волков, Оглоблин, Секретев, Мыльцев, заводчик Попов, аптекарь Топольцев, местное духовенство.
Их особняки, утопавшие в грушевых садах, находились в живописных местах, охранялись прислугой, а по окраинам и вдоль железной дороги поднимались убогие поселения с презрительными названиями: Нахаловка, Собачевка, Карасевка, Басовка. Здесь в нужде и голоде ютилась беднота.

Когда началась первая мировая война, в России стали искоренять немецкие наименования. Станичники собрались на сход и вынесли свое решение:
«Приговор №116, 1915 года июня 29, Второго Донского округа станичный сбор Таубевской в составе: председателя сбора станичного атамана урядника Гнутова и явившихся на этот сбор из числа 86 казаков — должностных лиц станичного и хуторского управлений.
Не касаясь личности покойного атамана Ф.Ф. Таубе, немало послужившего Отечеству вообще и Донскому обществу в частности, сбор осознает одно, что самое название Таубевская, как слово немецкое, чуждое казакам, особенно с открывшимися военными действиями с ненавистными нам немцами (война 1914 г.), стало невыносимым, и по отношению к нам бранным, т.к. казаки соседних станиц в насмешку называют нас «фонами», посему сбор приговорил: ходатайствовать о переименовании нашей станицы, присвоив ей русское название».
Только после февральской революции 1917 года просьба казаков была удовлетворена.
24 апреля (по старому стилю) 1917 г приказом войскового атамана Области войска Донского было объявлено Постановление войскового съезда о переименовании станицы Таубевской в Морозовскую.
Станица родилась на пороге нового века и бурные события, которые потрясли самодержавную Россию, не обошли ее стороной.
(Продолжение следует)